|
Белка Рататоск
Размер: 2,2х5,5 см
Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашеся мысию по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы.
"Слово о полку Игореве"
В "Прорицании вёльвы" так описан Иггдрасиль, мировое древо:
«Под тем корнем ясеня, что на небе, течет источник, почитаемый за самый священный, имя ему Урд. Там место судьбища богов… Под тем ясенем у источника стоит прекрасный чертог, и из него выходят три девы. Зовут их Урд, Верданди, Скульд. Эти девы судят людям судьбы, мы называем их норнами… В ветвях ясеня живет орел, обладающий великой мудростью. А меж глаз у него сидит ястреб Ведрфёльнир ("полинявший от непогоды"). Белка по имени Рататоск (Грызозуб) снует вверх и вниз по ясеню и переносит бранные слова, которыми осыпают друг друга орел и дракон Нидхёгг. Четыре оленя бегают среди ветвей ясеня и объедают его листву. Их зовут Даин, Двалин, Дунейр и Дуратрор. И нет числа змеям, что живут в потоке Кипящий Котел вместе с Нидхёггом…""
В общем, роль белки – связной между мирами с характером трикстера.
"Перебранку дракона и орла переносит белка, снующая вверх-вниз. Она - посредник между антагонистами. Белка как символ малоизвестна как в мифологических интерпретациях древних религий, так и в современных психологических трактовках. В данном случае белка связана со Срединным миром и стволом Ясеня, то есть сознанием, которое находится "между двух огней", инстинктами (змеи в корнях) и моралью, или целями, или высокими принципами (орел на вершине). Белка в данном сюжете - это лишь вечный посредник в споре, отражение вражды двух начал."
В славянских сказках не раз можно встретить этот символ – волшебная белка, скачущая по ветвям и грызущая золотые орехи. Белке близка стихии грозы – народные представления связывали скачущую белку со сверкающей молнией, в этом сходятся и славянские мифы, и Эдда... Наши предки усматривали некое родство между бурей-грозой и войной, битвой. Соответственно, это значение переходило и на животных; орел и белка, связанные с громовником, становились одновременно и символами войны. Это подтверждают и народные приметы, говорящие об этих животных как о предвестниках мора и битв. (о "Слове о полку Игореве")
|
|
|
|
|
|
|