Меровинги - первая королевская династия в государстве франков, основанная легендарным
Меровеем (Merovaeus), на некоторое время объединившая обширные территории Галии и сев.-зап. Германии; известная
также тем, что это первая европейская королевская династия, принявшая христианство; последний из меровингов,
Хильдерик III, "ленивый король", был свергнут в 751 г. Пипином Коротким, его майордомом, и настала
эпоха Каролингов.
Все потомки Хлодвига Меровея гордились родовым прозвищем "Les rois chevelus" -
Длинноволосые Короли, ибо их волос никогда в жизни, с самого рождения, не касались ножницы. Упомянем этот факт,
потому что он демонстрирует одну из черт эстетических представлений эпохи, не углубляясь в причины благоговейного
отношения к волосам, как атрибуту свободного законнорожденного человека, присущего всем германским племенам.
Недоброжелатели же отзывались о франках как о людях невежественных, громкоорущих грубые песни и воняющих луком.
Меровинги - красивое слово и, можно сказать, бренд, но более строго было бы назвать область нашего интереса
искусством времени Великого переселения народов, поскольку, хотя временной промежуток и совпадает, но речь пойдет
об украшениях, созданных не только на землях франков, но и в других регионах, например, в крымской Готии.
Вообще о произведениях декоративно-прикладного искусства той эпохи довольно долго бытовало мнение, что это -
грубые, смехотворные образцы нелепого варварского вкуса, выражающие наивное стремление к богатству впечатления,
которого добивались с помощью огромной массы почти необработанного золота и драгоценных камней, украшавшей оружие,
одежду и утварь людей, что прозябали во мраке и невежестве среди печальных обломков крушения античного мира. Мощь
и слепящая яркость - основные качества такой отделки, не претендующей на утонченность, но свидетельствующей о
воинской славе владельца вещи.
Но в искусстве эпохи очевидны позднеантичные мотивы, сочетающиеся с чертами
"звериного стиля". Повсеместно там, где задерживались германские народы, в их погребениях находятся
украшения, испещренные золотыми ячейками, в которых заключены красные альмандины. Золотые ребра окружают блеском
темно-красный камень, ячейка теснится к ячейке с такой красочностью и великолепием, что даже небогатые люди,
которым благородные материалы были не по карману, не могли обойтись без таких украшений и заключали в бронзу
красное стекло. Этот плоский колористический стиль развился постепенно из пластичной, сильной формы античного
стиля. Эта техника, "verroterie", "стекольное мастерство", была перенята в Византии,
где достигла весьма впечатляющего уровня. Германские мастера также постепенно совершенствовали свою технику,
добиваясь тонкой нежности ткани ячеек, изящества узора, вплоть до неотличимости от византийского оригинала. Более
чистый германский стиль можно наблюдать в изделиях, украшенных плетеным узором (чаще в технике тауширования),
застилающим лентами, изогнутыми телами животных и спутанными побегами лозы поверхность пряжек и фибул.
Вообще поразительна та общность изобразительных мотивов и даже их трактовок, которую можно увидеть в металлических
украшениях, изготовленных в эпоху переселения народов в совершенно разных регионах Европы. Создается ощущение, что
Европа была, фигурально выражаясь, гигантским плавильным тиглем, где в перемешанном, неразделенном виде клокотал
тот металл, который включил в себя традиции самых разных племен и которому еще только предстояло отлиться и
откристаллизоваться в уникальные формы современных нам этносов.