Пьютер (англ. pewter), он же "британский металл" - это ныне принятое название оловянных
сплавов, которые раньше в России назывались посудным оловом. В тех странах, где олово было достаточно доступно, его сплавы
издавна применялись для изготовления предметов обихода и украшений. Подробнее о составе и свойствах сплава можно прочесть
здесь.
Мы занимаемся изготовлением украшений из пьютера по собственным моделям, в первую очередь потому,
что это нам нравится! Работа с оловом обладает непередаваемой прелестью: расплавленное, оно послушно отражает мельчайшие
детали формы, а когда остывает, издает характерное тихое потрескивание, звук, похожий на сказанное шепотом слово "тинь".
Во-вторых, при работе с этим материалом можно позволить себе эксперименты, которые редко бывают оправданы при использовании
драгоценных металлов. В-третьих, это искусство имеет многовековую традицию и дает возможность прикоснуться к самым древним
истокам человеческого творчества.
Среди наших изделий вы найдете и повторения старинных предметов, найденных археологами и хранящихся ныне в музеях (по большей
части нас интересует материальная культура раннего средневековья европейского Севера - Скандинавии и древней Руси), и
более-менее свободные вариации на темы украшений, амулетов и оберегов, которые носили наши предки, и просто забавные вещицы,
которые при желании можно использовать в бытовой магии, а лучше - просто и без затей, по прямому функциональному назначению.
Немного о традициях
<: Едет девушка навстречу в оловянных украшеньях
Гладью Похъёлы песчаной и лапландскими полями.
Калервы сын, Куллервойнен, удержал коня вожжами,
Рот сложил, как мог, красивей, молвил вежливо девице:
"Ты садись, девица, в сани, ляг под полостью, красотка,
В санках яблочков поешь ты, погрызешь моих орешков!"
Так ответила девица в оловянных украшеньях:
"Я плюю тебе на сани, на сиденье негодяя!
Мне под полостью морозно, мне в санях твоих противно".
Калевала, руна 35 Обработка Элиаса Лённрота, пер. на русский Л. Бельского
Вышеприведенные строки свидетельствуют, что в древности финны, как и другие народы Севера,
широко применяли олово в качестве материала для украшений. Неоднократно упоминаемые в других эпизодах этого эпоса <красавицы>
или <девицы в оловянных украшеньях> наводят на мысль, что это устойчивое сочетание, обозначающее нарядную, привлекательную
девушку из рода <средней> знатности. Очевидно, олово как материал для украшений отвечало эстетическим предпочтениям народов Фенноскандии,
хотя материальной ценностью своей и уступало золоту и серебру
(<Манит золото девицу,
Ей платок меняет мысли,
Серебро несет ей гибель,
Портит золото ей думы>
- из той же <руны>).
Относительная доступность и не требующая сложных технологий обработка олова давала возможность выразить свои чаяния в области
прекрасного, а также практиковать бытовую магию (изготовление амулетов, оберегов) людям из народа, сохранившими связи с корнями
своей цивилизации. Потому-то весьма обычны и находки изготовленных в Средние века оловянных эмблематических изображений,
которые носили на одежде, например, пилигримы, ради обозначения своего духовного подвига, или же представители к.-л.
профессиональных объединений. Эти предметы исполнены наивного символизма, обращенного к низшей мифологии, порой чрезмерно
брутальны или отмечены грубоватым юмором. Также следует отметить изготовление символических, ритуальных или <магических> предметов
из олова (как правило, литых), широко практикуемое во время проведения как ученых алхимических штудий, так и ведьмовских обрядов.
|